Эссе «Моя педагогическая инициатива»
Надо видеть себя в детях,
чтобы помочь
им стать взрослыми,
Надо принимать их как повторение своего детства,
Чтобы совершенствоваться самому,
Ш.А.
Амоношвили.
Время меняет ценности,
приоритеты, мотивации, меняется общество, в котором мы живём. Лишь роль
педагога в современном дошкольном образовательном учреждении остается неизменной.
Кто он воспитатель
человеческих душ? Каким он должен быть?
Опытным,
профессиональным, компетентным, творческим, инновационным, нравственным…
Можно привести еще много
красивых и значимых слов, заимствованных из учебников по педагогике, чтобы
определить каким должен быть Педагог, Воспитатель.
Когда звучит этот вопрос,
то большинство людей выдают огромный список качеств, который соответствует
образу идеального человека.
Но разве люди идеальны?
все, люди неоднозначные, имеющие свои сильные и слабые стороны, таланты,
недостатки, достоинства так же, как и воспитатели. Но, на мой взгляд, есть несколько качеств,
характеризующих настоящего воспитателя.
Прежде всего, это
стремление к самосовершенствованию, к самоанализу своей педагогической
деятельности. Настоящий педагог постоянно испытывает внутреннюю
потребность работать над собой,
рассматривая личностное развитие как
процесс, длящийся всю жизнь. Он создает для самого себя ситуацию развития. Ведь
пространство личностного роста есть у любого, только его надо выстроить.
Педагог проходит нелегкий путь становления
личности вместе со своими воспитанниками, отдавая свои знания, свои силы, свою
душу. Мне кажется, что предназначение человека, решившего посвятить себя
формированию будущего поколения, заключается в том, чтобы помочь своим
воспитанникам пройти трудный путь, даже узенькую и труднопроходимую тропу; не
тянуть за руку на гору, находясь на ее вершине, а помочь преодолеть ее, вовремя
подставив плечо.
Воспитатель вошёл в группу… Улыбнулся детям…Ведёт беседу с
родителем…Успокаивает плачущего малыша. Воспитатель помогает ребёнку обрести
себя. «Дети подобны молодым зелёным ветвям – сказал один мудрец, - они вырастут такими, какими мы их воспитаем».
Каждый ребенок
единственный и неповторимый, бесценный в своей уникальности человек, по-своему
воспринимающий мир, по-своему думающий и чувствующий, рожденный для чего-то
своего. Говорят, что каждый ребёнок похож на бабочку на ветру. Одни могут
летать выше, чем другие. Но каждая летит самым наилучшим способом. Зачем
сравнивать её с другими? Каждая отличается от других, каждая особая, каждая
красивая…Одна рождена, чтобы своим талантом потрясти мир, а эта–испытать
счастье, отдавая свою любовь и нежность семье.
И.Д Ушинский утверждал:
«Многое, конечно, значит дух заведения, но этот дух живёт не в стенах, а в
характере воспитателей, и оттуда переходит в характер воспитанников».
Мой успех зависит от
того, смогу ли я принять детей такими, какие они есть, помогу ли реализовать
способности, научу ли организовывать внутренний мир – стать любознательными,
добрыми, чуткими, быть счастливыми. Какими они станут, зависит от меня.
Главное, чтобы каждый
педагог осознал свою роль и место в воспитании, чтобы он был не «над» детьми,
не «вместо» них, а «вместе с ними».
Моя педагогическая
инициатива связана с развитием эмоционально - волевой сферы у детей 4 - 5 лет
средствами игротерапии. В основе игротерапии лежит уверенность в том, что
каждый ребенок имеет право быть таким, какой он есть, и у каждого ребенка
достаточно потенциальных сил для того, чтобы развиваться и быть счастливым,
развитие происходит в том случае, если ребенок творчески приспосабливается к
изменениям окружающего мира. Игра наиболее естественный способ проникновения в
мир детства. Игра является важным видом детской деятельности и имеет большое
значение для становления индивидуальности и формирования детского коллектива. К
сожалению, играми часто пренебрегают, ошибочно считая, что они лишь развлекают
детей и развивают в них соперничество. Правильно подобранные игры являются
эффективным средством для формирования морально-волевых качеств детей,
реализуют детскую потребность
воздействия на мир. Игры помогают ввести детей в учебный процесс, подготовить
их к нагрузкам, в том числе и к нагрузкам общения в школе, к которым дошкольник
еще не привык. Ведь в игре дети
самостоятельно общаются со сверстниками, их объединяет одна цель, совместные
усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. В игре ребенок становится
членом коллектива, учится оценивать свои
действия и поступки.
Цель моей работы - не менять и не переделывать ребенка, не учить его
каким-то специальным поведенческим
навыкам, а дать возможность прожить» в игре волнующие его ситуации при
полном внимании и сопереживании взрослого. Свое эссе я хотела бы закончить высказыванием
В. А. Сухомлинского: « … Как прошло детство,
кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в разум и сердце из окружающего
мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний
Комментариев нет:
Отправить комментарий